Погода в Задонске

Погода в Задонске +10°C

Личный кабинет

Новости > Общество

Перебои с автобусным сообщением в Задонске. Интервью с Юрием Юркиным

26.04.2022 0 1265

В прошлом месяце в районе случился ряд перебоев с автобусным сообщением. Ситуация полностью не выправилась и по сей день. Что же произошло? Спросим это у руководителя автотранспортного предприятия Юрия Юркина.

- Юрий Викторович, в чём причина нарушений режима пассажирских перевозок?

- Если ответить кратко, то в технической неисправности сразу нескольких автобусов. Дело в том, что у нас очень старый автопарк. Давно подсчитано, что реальный срок жизни автомобиля при ежедневном использовании составляет 4-5 лет, при пробеге 300-400 тысяч километров. После этого содержание техники становится нерентабельным. А нашим автобусам уже по 12, 15 и даже более лет.

Когда мы пришли в район работать, весной 2019-го, здесь вообще ни один из автобусов не был пригоден к эксплуатации. Ни один! Это не просто мои слова, это было официально признано и прокуратурой, и ГИБДД.

Мы за собственные средства их починили, подлатали. И два с лишним года обеспечивали бесперебойную перевозку пассажиров по району и городу. За это время ни разу не поднимали стоимость проезда ни на копейку. Даже наоборот, за счёт оптимизации маршрутов нам удалось её снизить в среднем на 8-10 рублей.

Но ведь из старой техники невозможно сделать новую. Вот поездили наши восстановленные автобусы, а теперь наступает их предел. И ремонтировать некоторые из них уже невыгодно, да и денег на запчасти нет.

- Как выходили из ситуации?

- Понимая ответственность перед людьми, мы не допустили серьёзных перебоев. Пришлось временно отменить рейс Задонск-Воронеж, чтобы использовать этот автобус на внутрирайонных перевозках. Всего мы задействовали на них четыре своих личных автобуса. Благодаря этому у нас мог не обслуживаться лишь один, максимум два маршрута в день. А сейчас перевозки осуществляются уже в полном объёме. Работают все 12 внутрирайонных и один городской маршрут. Но на пределе наших возможностей.

- Вы сказали про личные автобусы. Кому принадлежат остальные?

- Автобусы на городских и районных маршрутах - собственность администрации района. Мы их арендуем. Это не какое-то наше ноу-хау, это повсеместная практика.

- Откуда финансовые проблемы? Вы же более двух лет зарабатывали…

- Наверное многие думают, что мы получаем хорошую прибыль. К сожалению, пока это совсем не так. За 2020 год мы «заработали» только убыток в сумме 4 800 000 рублей. В прошлом году ситуация немного улучшилась. Минус стал скромнее - 400 000 рублей. А на сегодняшний день общая задолженность предприятия составляет более 6 миллионов рублей.

Вот такой у нас бизнес. О прибыли пока говорить не приходится.

- Почему такие убытки?

- Здесь сложилось несколько негативных факторов. Во-первых, муниципальные перевозки сами по себе убыточны. Именно поэтому они дотируются из бюджета. А мы первые полгода отработали с дотацией в размере 10 рублей за километр маршрута. Чтобы было понятно, на тот момент рекомендуемая Минтрансом сумма составляла 59 рублей. То есть почти в шесть раз больше.

Почему-то вышло так, что наш предшественник по перевозкам ни разу за 10 лет, начиная с 2008 года, не добился увеличения дотации. Это очень странно. В договорах всегда существует поправка на ту же инфляцию. Она составляет от 5 до 10%. Даже если мы «прикинем» по минимуму, годовая субсидия на внутрирайонные маршруты за эти годы должна была вырасти от 5 300 000 рублей до 8 600 000. И такой размер дотации обеспечивал бы нормальную работу пассажирских перевозок. Но этого не делалось. Почему? Как я предполагаю, убытки от внутрирайонных перевозок покрывались прибылью и субсидиями от других маршрутов.

Но вообще, этот вопрос следует задать бывшему перевозчику и районной власти. Тоже бывшей. В тот период, когда мы пришли сюда работать, сменился и глава района. И мы вместе получили такое вот «наследство». А именно - абсолютно нежизнеспособную систему районных пассажирских перевозок.

Хочу отметить, что новая власть отнеслась к вопросу с пониманием. И 2020 год мы уже работали с дотацией в 23 рубля. Не густо, но одномоментно в разы её и невозможно увеличить - деньги бюджетные.

И тут нам ещё раз «повезло». Пришла пандемия. Сказать, что пассажиропоток снизился - ничего не сказать. Он упал до нуля. Отсюда и такие годовые финансовые результаты.

В прошлом году дотация ещё подросла - до 33 рублей за километр, а с марта этого года - до 43. И всё бы ничего, но подвела техника. Обижаться на неё, конечно, не стоит - она своё давным-давно отработала. Но и тут не обошлось без отягчающих обстоятельств. Цены на запчасти и «расходники» выросли в разы: канистра моторного масла в начале года стоила 2500 рублей, а сегодня - 6300, колёсные шины были по 7800, а теперь - по 14000. Вот и ремонтируйся…

Добавило проблем ужесточение требований к прохождению техосмотра автобусов. Теперь мы можем делать это только в Липецке. А ещё пришло время замены блоков СКЗИ (средство криптографической защиты информации) на тахографах. Они меняются каждые три года. Для всех наших автобусов это будет стоить порядка 250 000 рублей.

- Неужели нет света в конце тоннеля?

- Конечно, есть. На днях районная администрация приобрела новый автобус ПАЗ. Скоро он у нас выйдет на линию. А до конца года наш автопарк обещают пополнить ещё тремя автобусами. Они решат многие наши проблемы.

Мы имеем очень хорошие шансы в ближайшем будущем получить на обслуживание два областных рейса - Задонск-Липецк и Задонск-Елец. Недавно Минтранс одобрил нам запуск ежедневного рейса Хлевное-Задонск-Москва. Это станет хорошей финансовой поддержкой.

Так что проблемы решаются. Во многом благодаря пониманию и поддержке районных властей. За это я очень благодарен главе района Алексею Ивановичу Щедрову и его заместителю Алексею Анатольевичу Бахтину.

Я хочу пройти этот путь до конца. Чтобы мы не только работали, но и зарабатывали, а люди получали наши качественные и бесперебойные услуги по перевозкам. И так обязательно будет.