Журналисты газеты «Задонская правда», продолжая проект «Заброшенные могилы», отправились в командировку на Кубань и в Чечню
Человек знает многое. Не знает он одного: когда? Когда на этой земле появится его холмик - с крестом или без. Но так устроен этот мир, что память об ушедших, как и забота об их последнем приюте, на совести живых. Когда этот порядок нарушается, появляются заброшенные могилы с выцветшими фотографиями на надгробьях и покосившимися крестами. И некому сказать у поржавевшей оградки «прости» …
Второй год коллектив газеты «Задонская правда» работает над проектом «Заброшенные могилы». Журналисты не просто ищут родственников умерших, они приходят на кладбище и приступают к уборке. Но главное - у газеты появляются последователи: школьники, общественники, сотрудники организаций. Акция находит поддержку у администрации.
На ежегодном фестивале прессы в Сочи в 2021 году проект был назван лучшим. А 13 января этого года газета за проект «Заброшенные могилы» получила правительственную награду из рук премьер-министра Михаила Мишустина, весной выиграла ещё и Президентский грант Фонда культурных инициатив на установку 12 памятников и оград, о которых заботились журналисты.
Но все эти важные события не стали точкой в «конце предложения», акция задонских журналистов была поддержана СМИ других регионов. И первыми были коллеги из Краснодарского края и Чеченской Республики.
И вот мы едем на Кубань в станицу Полтавскую. Нас ждут. Глава администрации Владимир Анатольевич Побожий рассказывает о судьбе Христиньи Ткачёвой - простой женщины, которая отдала победе над врагом всё самое дорогое, что у неё было, - жизнь своих детей. Нам, задонцам, особенно близка эта история, так похожая на судьбу Марии Фроловой.
…Мы едем на кладбище станицы. В сорок втором здесь шли бои с фашистами, погибло более тысячи наших бойцов. Их имена - на мраморе обелисков. Ещё 400 похоронены в братской могиле - те, кто не выжил в госпитале, располагавшемся в станице. Полтавская была окупирована почти год с 1942 по 1943 гг. Тут зверствовали не только немцы, но и румынские солдаты. 102 жителя, дети, женщины и старики приняли мученическую смерть.
Каждый в Полтавской знает это имя - Христинья Маркияновна. К её могиле приходят все - и взрослые, и дети. Она была простой крестьянкой, родила 11 детей, четырех дочек и семерых сыновей. С началом войны всех ребят забрали на фронт.
Она не знала, где воюют её дети. Ей доставались только «похоронки». Их было семь.
Очень похожая судьба у нашей Марии Матвеевны Фроловой. И один материнский удел: ждать, сидя у окошка, письмоносца и оплакивать своих. Восьмерых сыновей отняла война у Фроловой, семерых - у Ткачёвой. Хотя при чём тут сравнения? Для матери потеря одного ребенка - трагедия до конца дней…
Только материнское сердце способно вместить разом всю боль, все беды и горести мира. Но даже и тогда в нём найдётся место для надежды. Язык, вера, обычаи, традиции не могут изменить суть Женщины в её главном - умении бескорыстно дарить любовь. Поэтому они очень похожи - женщины больших городов и какой-нибудь деревушки на окраине России. Даже матери Беслана, вместившие то, что не должно было, но смогло вместить сердце. И женщины разорённого войной Донбасса, и несчастные матери больных детей в любой части света.
Они одинаково плачут-кричат о своих погибших. Но и смеются одинаковым счастливым смехом, когда дети живы и всё у них хорошо… А другого ей, женщине, и не надо. В этом - святая формула простого материнского счастья: лишь бы не было войны, лишь бы все были здоровы…
В станице охотно поддержали проект «Заброшенные могилы», но в Полтавской забытых захоронений практически нет.
- Мы следим за порядком на погосте, - говорит глава администрации Полтавской Владимир Анатольевич. - Основной груз работы лежит на фирме «Ритуал», которая обслуживает кладбище, мы из бюджета выделяем им деньги. Вы приехали к нам накануне памятной, скорбной даты - 22 июня, конечно, на некоторых захоронениях, как вы можете видеть, уже пробилась трава, и мы сейчас организуем на кладбище субботник. Но вы своим примером дали нам дополнительный стимул для работы, ведь забота о захоронениях наших предков - дело совести каждого. И мы охотно поддержим вас в этом благом деле.
Мы давно дружим с журналистами Краснодарского края. Они не раз бывали в Задонске, а мы ездили к ним. Учимся друг у друга, делимся опытом, советами, вместе берёмся за новые проекты. Не случайно они первыми поддержали нашу газету.
- Ваш проект достоин быть межрегиональным, он просто обязан выйти за пределы Липецкой области, - говорит Диана Горбань, главный редактор газеты «Голос правды», которая входит в десятку лучших газет страны. - Уверена, что кубанские СМИ подключатся к нему тоже. Потому что та идея, которая заложена в основе - сохранение исторической памяти - сегодня актуальна как никогда. Это то, в чём нуждается наша страна. Уход за заброшенными захоронениями - дело чести и памяти каждого. Именно память о своих предках объединяет всех нас - независимо от того, где мы живём и какой мы национальности.
Кроме газеты Диана Александровна возглавляет Союз журналистов Краснодарского края, и она едет с нами дальше, в Грозный, где нас тоже ждут коллеги, друзья.
Я бывала в Чеченской Республике не раз. И всегда, приезжая, видела перемены. Чеченцы с каким-то азартом, кавказским темпераментом холят и лелеют свою землю. Всюду чистота, порядок, ухоженные дома и улицы, много зелени, особенно цветов.
Грозный встречает нас растяжками, билбордами патриотической тематики. Сегодня чеченцы в первых рядах бьются с нацистами на Донбассе. На входных группах, зданиях, маршрутках - портреты. Их всегда три: Путин, Ахмат Кадыров и Рамзан. Сегодня Грозный называют самым спокойным и безопасным городом в стране. Я бы добавила - и очень уютным. Даже поздним вечером на улицах полно людей, много света и музыки. Замечу тут к слову, что в Грозном и во всей республике в магазинах нет спиртного. Чеченцы - непьющая нация, и это многое, очень многое объясняет.
В Доме Печати нас принимают заместитель министра по внешним связям печати и информации Рухмад Зентиев и председатель Союза журналистов Чеченской республики Ильяс Исмаилов. Присутствуют и редакторы ведущих чеченских газет. Приятная деталь: на стеллажах под стеклом - литеры, редкие фото и газеты, линотипные строчки - все экспонаты музея прессы «Антресоль», подаренные чеченским коллегам, когда они были в Задонске.
Здесь мы встречаемся с тем, к кому приехали, - с Сайпуддином Гучиговым, руководителем общественной организации «Наш дом - город Грозный». Он занимается поисковой работой, находит родственников погибших в годы войны на территории республики, по мере возможностей поддерживает порядок на русском кладбище, и даже хоронит наших одиноких стариков. Чаще всего это бывает так: Сайпуддину звонит настоятель храма Михаила Архангела в Грозном иеромонах Амвросий. Батюшка говорит ему, что умер православный человек. Гучигов в социальных сетях сообщает об этом, и чеченцы, кто сколько может, перечисляют деньги. При этом просят не сообщать о своих благих делах. Так у них принято. В общей сложности придать человека земле обходится от 20 тысяч рублей. Как такое может быть? Почему чеченцы занимаются похоронами русских? Да потому что в республике нет организации по оказанию ритуальных услуг. Могилу копают люди, добровольно, эта процедура считается благим делом для каждого.
- В Грозном до двух последних войн проживало в основном русское население, некоторым было некуда бежать, многие просто не захотели покидать свой дом. У нас нет домов престарелых, заботиться о стариках - долг каждого, и неважно, какой он национальности. Мои знакомые, например, взяли к себе в дом русскую бабушку. Её дом был разрушен, дети погибли. Чеченская семья относилась к ней как к родной матери. Когда слегла, ухаживали, кормили с ложечки. В 2021 году она умерла. Её похоронили по всем православным обычаям. И такие случаи не единичны, поверьте.
Городское кладбище на окраине Грозного. Чеченцы с трепетом относятся к могилам предков, это в их менталитете. Но… Но здесь какая-то часть захоронений ещё не благоустроена. Этому есть объяснение: пока не удаётся привести всё в порядок из-за последней войны. Она не пощадила надгробия, кладбище тогда стало местом жарких боёв. На металлических трубах крестов рваные отверстия от осколков. Страшно представить, что бывает, когда кусок железа находит человеческое тело.
У самого входа на кладбище установлен памятник Неизвестному Солдату. 9 Мая здесь зажигают Вечный огонь. Это братская могила воинов, погибших в годы Великой Отечественной войны. Здесь дом для всех - русских, украинцев, азербайджанцев, белорусов, узбеков, чеченцев… Здесь они все вместе лежат в мире. Известно более 700 фамилий. Гучигов проверяет списки и сообщает:
- Здесь покоится и ваш земляк из Липецкой области. Призывался на фронт из Грязинского района, села Ярлуково, погиб защищая город Грозный, 30 июля 1942 года. Привезите горсть земли его родным, возможно, они даже не знают, где похоронен их родственник.
У входа на кладбище, как бы на перепутье дорог, перекрёсток. В центре установлен камень с табличкой. На ней высечены символы трёх вероисповеданий: христианства, мусульманства и иудаизма. Потому что здесь, на одном кладбище, покоятся все: и православные, и мусульмане, и евреи. На табличке высечена надпись: «Память потомков» - жертвам мирного населения, погибшего во время трагических событий в Чеченской Республике.
- Война никого не щадит, - размышляет Сайпуддин, - пуле всё равно, какой ты национальности и вероисповедания. Размер ямы одинаков для всех. А здесь, на этом перекрёстке, когда привозят покойного, заканчиваются все споры и распри. Тут все молчат и равны перед Богом.
Пока мы беседовали, подъехало несколько машин. Взрослые мужчины с цветами в руках и медалями на пиджаках направились к памятнику Неизвестному Солдату. Возложили цветы, отдали честь, преклонив колени. Познакомились. Оказалось, это чеченцы из организации Союза Ветеранов группы советских войск. Пришли почтить память павших в боях в годы войны. Их председатель Муса Кавраев рассказал, как они реализуют проект «Помнить - значит жить». Цель его - облагородить братские захоронения, а их в Чеченской Республике 49. Нам показали памятники Героям Советского Союза, за которыми здесь ухаживают. Это русские люди, которые родились и выросли здесь, в Республике.
То, что чеченцы ухаживают за русскими захоронениями, знает в Республике каждый. Здесь регулярно устраивают субботники. И пусть работы предстоит ещё много (сказываются последствия двух войн), они не сидят сложа руки, а работают.
На следующий день мы поехали на высоту 776 под чеченским селением Улус-Керт, где 1 марта 2000 года приняла последний бой 6-я рота 104-го гвардейского парашютно-десантного полка псковских десантников. Из 90 десантников погибли 84, в том числе 13 офицеров. А 2 марта 2017-го здесь, в Аргунском ущелье, героям-десантникам торжественно был открыт памятник - Ника. Инициатором установки монумента выступили власти Псковской области и Рамзан Ахматович Кадыров.
Огромный десятитонный крест создали мастера в Псковской области. На памятнике надписи - «Ника» (богиня Победы у древних греков). В основании монумента высечено - «Памяти павших».
Сюда приезжают из разных уголков России ветераны той войны, названной «чеченской». Ветераны - на самом деле молодые ребята. И увозят домой с этой высотки камни. В 2018 году я с задонскими десантниками тоже была здесь. Набрали и привезли с этого места мешок душистых и сладких яблок, что растут у подножья высоты. Сегодня я увидела, что возле памятника установили новый кованый забор, территория окошена, выложена плитка, а сам памятник украшен цветами. Чеченцы, несмотря ни на что, помнят и чтят память геройски погибших наших ребят. И это вовсе не показуха, как многим может подуматься. Никто не знал о нашем визите, а порядок и цветы говорят сами за себя.
- Мы находимся в живописном месте, - говорит Гучигов, - Слышите, как поют птицы? Какая тут красота. Здесь мы должны были мирно жить, но это место трагическое. Ребятам пришлось отдать свои жизни, они приняли достойную смерть, сражаясь с превосходящей силой противника. Мы очень сожалеем о случившемся. Царствие им небесное. Вечная память героям.
Почему с таким надрывом и с таким уважением говорит чеченец о русских, с которыми воевал его народ? Об этом мы много говорили и раньше с нашими товарищами - журналистами, у которых тоже были войной разрушены дома, и кто-то погиб в семье. Что дало им силы не забыть, но и не озлобиться? Не мстить? Простить? Принять всё как есть? Ведь сегодня на Донбассе горцы каждый день рискуют жизнью, идут на смерть, совершают подвиги. Во имя чего? Они бьются за Россию - вот что главное. Они раньше многих, в том числе и русских, поняли, что войны затевают не народы, а политики, но что Россия у всех и для всех одна. Кто-то скажет, что это всё пропаганда или воля Рамзана Кадырова. Но дело, думаю, не только в этом. Вспомним историю с гордым непокорным Шамилём, который многие годы воевал с русскими на Кавказе. Но пока шла война России с Турцией, он ни разу не спустился с гор, чтобы ударить в тыл нашим войскам. Хотя англичане и турки обещали ему большие деньги. Шамиль и тогда понимал, что будущее его народа - с Россией. Так и вышло, он присягнул русскому царю, детей отдал в московские вузы, сам совершил в конце жизни хадж и умер в России.
Сегодня чеченцы своим примером как раз показывают всем народам бывшего СССР, как можно гасить обиды ради главного, как нужно жить на земле с названием Россия.
…Был первый день Троицы. И мы пошли в Грозном в православный храм во имя Михаила Архангела. После службы подошли к батюшке поговорить - отец Амвросий, оказывается, бывал в Задонске, знаком с владыкой Никоном и иеромонахом Гавриилом.
- Нам, действительно, серьёзно помогает организация Гучигова, я часто обращаюсь к нему за помощью в организации похорон русских людей, которые в силу ряда причин остались доживать свой век в Республике. Мы с ним постоянно на связи.
Возле храма познакомились с двумя женщинами. Одна привлекла моё внимание одеждой и лёгким акцентом. Спрашиваю имя, отвечает:
- Седа.
Настоящее чеченское имя.
- Вы мусульманка?
- Да, я чеченка, но работаю здесь в православном храме. Мы очень сдружились с прихожанами, нам нечего делить. А Бог, он один для всех, какая разница - кто и как взывает к Нему в молитве? Главное, чтобы она была от сердца. А я здесь в соседней комнатке могу помолиться, Бог он же везде. Услышит в любом месте.
Вторая женщина Лариса - цыганка. Приехала из Молдавии, живёт в Чечне 12 лет.
- У нас очень хороший и дружный приход, все друг друга знаем. Службы посещаем, молимся о мире. Очень переживаем за ребят, что сейчас находятся на Украине. Сохрани их Господь.
В конце командировки мы едем в Ведено. Горы, зелёные долины, древние каменные родовые башни - красота и умиротворённость. А ещё - водопады, к которым сегодня спешат толпы туристов. И, конечно же, голубое озеро - Кезеной-ам. Наш проводник, редактор местной газеты Акроман Радуев с удовольствием рассказывает историю Республики, говорит про местные обычаи, и терпеливо ждёт, пока мы нафотографируемся. Всё увиденное словами описать трудно, но нам «помогал» наш редакционный квадрокоптер - сюжет можно посмотреть на сайте газеты и в наших социальных сетях. В документальном фильме вы услышите мнения неравнодушных людей, которые поддержали наш проект, и теперь это наше общее дело.
Перед отъездом домой нас ждала большая неожиданность. Председатель Ассоциации ветеранов локальных войн и военных конфликтов Абдулбек Ташухаджиев решил наградить журналистов медалью «За укрепление военного содружества». Вручение состоялось прямо на площади этого красивого, ухоженного, гостеприимного, неповторимого города. Куда мы обязательно ещё вернёмся. Вернёмся, чтобы вместе продолжить сотрудничать.
Вам будет интересно
-
Нацпроект «Малое и среднее предпринимательство»
-
С 1 декабря пенсии для россиян старше 80 лет и инвалидов первой группы увеличатс...
-
Цены на овощи бьют рекорды: картофель и свекла подорожали более чем на 10%
-
В Тешев парке Задонска высадили 180 молодых деревьев
-
Рецепт суфле «Изумруд» ко Дню матери
-
Спортивный клуб «Лика» из Задонска получил награду на межрегиональном конкурсе
-
Россиян ожидает шестидневная рабочая неделя перед Новым годом
-
Несовершеннолетний в Задонском районе оштрафован за оскорбление младшего ученика
-
В России предложили увеличить штраф за езду без ОСАГО в шесть раз
-
В Госдуме предложили запретить прием в школы детей мигрантов без знания русского...