Погода в Задонске

Погода в Задонске +21°C

Личный кабинет

Новости > Общество

За чей счёт адреналин?

03.02.2020 0 745

«Плавать по морю необходимо!». Фраза эта из прошлого.Так говорили моряки  – «Плавать по морю необходимо!». Несмотря на штормы, пиратов и воду в трюме. Человек всегда будет стремиться в небо, в горы, в пещеры, в чужие края и в подворотни. В этом смысле и путешественники, и папарацци стоят на одной доске. Адреналин правит миром. Так устроен человек. Ему неймется, ему не сидится на месте. А ещё ему хочется рыбки. Вот на Сахалине только что спасли 536 рыбаков после того, как они оказались на гигантской льдине, оторвавшейся от острова. Спасательная операция длилась почти семь часов. Были задействованы вертолеты и плавсредства. Рыбаки вернулись домой и начали хвастаться уловом… МЧС присело за подсчеты убытков.  

Недавно в Пакистане сняли с вершины русского альпиниста. Лежа на носилках слабым голосом (неделю ничего не ел) он благодарил спасателей. Его товарищ ничего никогда уже не скажет – он сорвался в пропасть, и о нём как-то мало говорят. Эверест усеян трупами погибших покорителей – их просто невозможно вывезти… Операцию по спасению оплатил Союз альпинистов, деньги собрали быстро. Обычно же все расходы берёт на себя государство (мы с вами). Хотя ситуация не только «российская».

Помните жуткую историю в Таиланде? Весь мир с тревогой следил за спасением мальчишек в затопленной пещере. Наконец, их вытащили, но один спасатель погиб. Пацаны - герои. А взрослые? А тренер, который разрабатывал маршрут? Чего они поперлись в эту пещеру, зная, что по пятам идёт сезон ливневых дождей? Впрочем, пусть этим вопросом задаются тайцы. У нас своих безответных хватает. Почему государство (а это, снова напомним, мы) оплачивает затраты на спасение… рыбаков на отколовшейся льдине, зацеперов на крышах электричек, горе-пилотов на самодельных планерах, залетевших в какое-нибудь болото? Что, МЧС делать больше нечего? За чей счёт адреналин? Сегодня общественность подсказывает законодателям тему: как сделать так, чтобы авантюристы свой сладкий адреналин оплачивали сами?

Конечно, спасение человека – дело не только благородное, но и обязательное, освящённое государственными приоритетами. И даже – межгосударственными. Но в этой теме есть нюансы.

В январе-феврале 1960 года мир, затаив дыхание, следил за спасением четверых советских моряков, унесённых в океан на дрейфующей барже. 49 дней без еды и воды! Подобрал военнослужащих американский авианосец.

Кстати, янки были поражены тем, что советские солдаты и в таком состоянии сохранили человеческий облик и самодисциплину - когда им предлагали еду, они не набрасывались на неё, а спокойно передавали тарелку товарищам.

В Америке каждому из четверых было выдано по 100 долларов на сувениры.На Родине именами солдат были названы улицы в городах, а одному присвоили внеочередное звание старшего сержанта. Но в том ЧП была «виновата» стихия – ураган оторвал баржу от берега…

История помнит операцию по спасению челюскинцев в 1934-ом. На борту парохода, зажатого льдами, находилось сто четыре человека. Спасли всех, кроме одного: завхоз Могилевич не успел сойти на лёд, когда судно пошло ко дну… Два месяца лётчики искали «Челюскин», совершив 24 рейса. Все они потом были награждены орденами и медалями, а несколько человек, в том числе и наше земляк Михаил Водопьянов, стали первыми Героями Советского Союза. Но это был Случай - дерзкий вызов Природы, на который человек ответил подвигом. А вот нынешняя ситуация. К примеру, на поиск и снятие только одного рыбака со льдины затрачивается от 100 тысяч до миллиона рублей. Но несмотря на ежегодные предупреждения, каждый сезон только на Дальнем Востоке снимают со льдин до 500 человек! И ещё никому не выставили счёт.

…А помните, как недавно в Африке убили троих российских журналистов? Безусловных смельчаков, но - авантюристов. Въехали в страну по туристической визе, никакой аккредитации не имели. Ни в одну мидовскую инстанцию не обращались. Охрану не нанимали. Направлялись совсем не в ту сторону, в какую поначалу планировали. Никаких советов и предупреждений не слушали, местного языка не знали и пошли на дело в ночь, имея на руках дорогую аппаратуру и кучу долларов. Это - в Центральной Африканской республике, где заведено правило: белого человека сначала убивают, а уж потом обшаривают его карманы… Разве это не то же самое, что шурудить палкой в медвежьей берлоге? Или - плясать на пехотной мине?

Газеты все время пишут об авантюризме как о явлении и…норме жизни, увы. По крайней мере - для некоторых людей. Особенно молодых и жадных до приключений. А кто не был авантюристом? Я - был. В молодые годы ходил по порожистым рекам. Тогда (дело было в Карелии) мы на трёх лодках вломились как шальные матросы на чужую палубу.Пороги? Шивера? Течение?А, плевать – проскочим!Река Шуя, между прочим, была третьей категории сложности. На берегу стоял памятник разбившемуся о камни байдарочнику. Это нас не остановило. Мы даже прошли пару порогов – в незадраенных лодках, без фартуков, без шлемов на голове и даже без спасжилетов! А то – мы из Задонска! На третьем пороге (имя ему было Падун) рухнули в стремнину, кое-как выплыли, утопили снаряжение, фотоаппараты, провизию, но лодки вытащили (шнуры были с поплавками). Аптечку утопили тоже, так что ссадины пришлось зализывать. И даже позже, когда поумнели (вроде), в апреле два года подряд покоряли Снову – маленькую вертлявую речонку. Пройти-то надо было всего от Долгуши в Долгоруковском районе до Засновки в Задонском. Не прошли. Это летом речонка-паинька, а в половодье -зверь. Переворачивались в ледяной воде, вылезали на лёд мокрыми и грязными брёвнами, офигевшие от неземных ощущений… Никто, по счастью, не заболел и не разбил голову о какой-нибудь пень- помог русский авось… Но про нас уже всё сказал Пушкин: «Кто не был глуп, тот молод не был».Зато сейчас я и на яблоньку полезу с парашютом…

В Липецке есть улица Смургиса. Это имя занесено в Книгу рекордов Гиннеса. Обладатель абсолютного рекорда в путешествиях на весельной лодке, за свою жизнь Евгений прошёл почти 50 тысяч километров за 710 ходовых дней. Погиб тоже в походе. У берегов Франции в районе города Ла-Трамблад. Там под открытым небом стоит его лодка «МАКС-4». Как памятник человеческому мужеству. Именем покорителя морей и океанов названа набережная и улица в Ла-Трамбладе.

…В тот раз по здравому рассуждению Евгений должен был остановить гонку. Всё было против него.Все неурядицы жизни скопились к этому походу. Обычно малые «ушибы» и бытовые мелочи он просто скрывал. Но тут навалилось: развод с женой, размолвка с сыном посреди маршрута, наконец смерть отца за три недели до старта…Но самое главное - он остался один - Саша сошёл на берег, не выдержав всего того, что для отца было делом привычным. А у него тогда оставалось всего несколько дней. Не похода - жизни.  

Разные примеры - отваги и безрассудства. Разные судьбы. Разные пути-дороги. По одним скачут разновозрастные ковбои, папарацци, зацеперы. Другая - это дорога Евгения Смургиса, Федора Конюхова, Дмитрия Шпаро, Юрия Сенкевича и Василия Пескова.… Одним удается оставить след в истории, другим - лишь наследить. А адреналина на всех хватит.

Фото к тексту мы подобрали специально: вот тут, на тонком льду, всё понятно и оправдано: собака в беде, и человек (МЧС) спешит ей на помощь. Она, собака, про адреналин ничего не знает…