В жизни - как на корабле
Землякам надо держаться вместе Когда он приезжает в родное село Нижнее Казачье под Задонском, мир сразу меняется: ему свищут соловьи, берёзы возле дома начинают шушукаться с ним, трава поднимается и по ней непременно нужно ходить босиком. Как в детстве. Непременно!

С Михаилом Колчевым я знаком тыщу лет, ведь мы учились в одной школе, а Москва-разлучница тут вообще ни при чём. Потому что при первой возможности он бежит из столицы сюда, к берёзам, к отчему порогу.
Наш сегодняшний собеседник - моряк, капитан первого ранга. Выполнял боевые задачи в Северной и Южной Атлантике, Средиземном и Балтийском морях. Председатель ЦК первого в стране Независимого профсоюза военнослужащих. Работал в Федеральной службе «Спецстроя», в Правительстве Москвы. Секретарь Политического совета партии «Родина», глава Совета московского отделения Добровольческого движения в поддержку армии, флота и военнослужащих». Возглавлял фонд «Липецкое землячество» в Москве.
А ещё он построил в своём родном селе храм-часовню во имя иконы Казанской Божьей Матери…
… Сидим на уютной кухне, пьём кофе. Со стен, с пожелтевших фотографий на нас смотрят дед Михаила, воин ещё Империалистической, и отец - командир отделения автоматчиков Второй Отечественной. Строго смотрят, как велел им фотограф. И я задаю первый вопрос:
- Ты согласен с тем, что судьба человека всегда зависит от судьбы страны?
- Конечно. Моя карьера политработника (а я был заместителем командира большого противолодочного корабля по политической части, 400 человек на борту) оборвалась после распада Советского Союза. КПСС во времена Ельцина гнали, как оскандалившегося гармониста со свадьбы, и никто за неё даже не заступился! И это несмотря на то, что партия у нас была всегда рулевым, рулила десятилетия, и многие из «перестройщиков» тоже были её членами, причём, не рядовыми. Но вместе с отменой 6 статьи Конституции приговорили большую армию политработников. И они ушли. Кто куда… Высококвалифицированные офицеры стали таксовать и торговать джинсами. Но армия продолжала жить в каждом, и это отзывалось болью. Но тогда унять её, отстаивая интересы раз присягнувших Отечеству, было некому. Вот из этой пустоты возник первый Независимый профсоюз военнослужащих. Мне довелось его возглавить.
- Но как в самой армии, где слово «независимый» считалось пустым и ругательным, была воспринята идея?
- Я тогда дослуживал. Меня вызвали к министру обороны. Павел Грачёв высказался примерно так: или служить или мутить… Спустя год, он же распорядится выделить нашему профсоюзу транспорт, оказать другую помощь. Но первым поддержал профсоюз всей своей четырнадцатой армией генерал Лебедь. Просто конкретные люди увидели, что профсоюз не политикой занимается, а реальными делами. Были инвестпроекты, долевое участие в строительстве жилья. Мы тогда получили три площадки под строительство домов для офицеров, в том числе и в Липецкой области. Не обошлось без проблем: проектанты зарядили печально знаменитую 25- панельную серию. Протопить те дома было сложно. Создали страховую компанию совместно с англичанами, но те сразу затребовали списки офицеров и подробности их биографий, и мы свернули им дулю: шпионов нам не хватало….
- А потом был 93-й год. Ужас в самом центре Москвы.
- Да, мне пришлось вести переговоры о перемирии с той и с другой стороной (везде были свои - товарищи, бывшие сослуживцы). Компромисса не получилось - началась стрельба.
- А потом была политика… Конгресс русских общин.
- А куда без неё… Русское офицерство всегда было элитой и опорой державы. Но когда у этой державы пошли прямо по фундаменту трещины, в стороне оставаться было нельзя. На обломках СССР Россия оказалась едва ли не изгоем. К слову, Крым она потеряла тогда второй раз, уже после Хрущёва. Ельцин с командой не заморачивались по поводу будущего страны, им важно было лишний раз прогуляться мимо очередного почётного караула, дать интервью… Вот тут опять из пустоты возник Конгресс русских общин. Одним из организаторов его был Рогозин. Это была здоровая идея - собрать воедино на политическом поле русский мир. Она и сегодня актуальна. У нас в Конституции отсутствует само упоминание о нём. Мы уже двадцать с лишним лет, как «дорогие россияне». Впервые слово «русский» в официальном контексте появилось в предвыборной речи Владимира Путина. Больше этого нет нигде. Меня лично это не устраивает, как русского человека, как гражданина, как офицера, в конце концов. Наша партия всегда выдвигала идею формирования единой политической нации.
- Но в Думу вы не попали.
- Это были первые выборы в новый парламент, 93-й год. КРО вступил в блок «Отечество». Мы вошли своим профсоюзом. Нужно было собрать сто тысяч подписей. Не хватало четырёх тысяч, и их вёз в Москву Рогозин с Дальнего Востока. Но вмешалась погода. Самолёт посадили где-то в Якутии, и два дня потеряли. А в избиркоме не стали (не захотели!) вникать, хотя все доказательства форс-мажора были…
- Выходит, не погода, а политика вмешалась…
- Именно, блок-то считался оппозиционным… Потом была вторая попытка, мы набрали десять процентов вместо пяти проходных, но снова вмешалась политика… Политика - она такая, с конкурентами, у которых острые локти и крепкие зубы. Но в жизни ведь как на корабле: если шторм, то он «для всех», никто не укроется в каюте и надо быть ко всему готовым.
-… А году так в двенадцатом я смотрел по ТВ твоё выступление в Думе уже от партии «РОДИНА» в качестве секретаря Политсовета и начальника Федерального избирательного штаба. Ты тогда приводил пример вброса бюллетеней по нашей области…
- Да, двенадцатый год. «РОДИНА» тогда возвращалась на политическую арену России после семилетнего перерыва. И сумела за короткий срок сформировать предвыборные штабы, зарегистрировать 1336 кандидатов и провести 77 своих представителей в различные органы власти. Это был лучший результат среди непарламентских партий. Кроме того, мы предложили поправки к действующему законодательству на тему, как вернуть доверие избирателей к выборам. К сожалению, за семь лет мало что изменилось. Подлоги, вбросы бюллетеней, так называемые «карусели», низкая явка, жёсткое административное давление, - всё это осталось неизменным. А в нашей области в Добром на выборах Главы администрации сельского поселения наш кандидат, выиграв к полуночи, к шести утра уже … проиграл в один голос действующему главе района. А после этого, являясь сотрудником полиции и имея двадцатилетний стаж выслуги, вынужден был уволиться из органов МВД под давлением.
- А в какой мере в большой политике применима философия «Промолчишь - за умного сойдёшь»?
- Это тоже иногда срабатывает, но тогда вещи нужно называть своими именами: речь не о нормальном законотворчестве, а о двурушничестве. Вот были у нас разногласия (скажем помягче) с Минфином. Могли бы промолчать, как другие, но выступили против кредита Ирану в 2,5 миллиарда долларов. Выступили с заявлением. Дали интервью, хотя мне говорили - куда ты лезешь? Но валюты не хватает нам самим даже для продолжения проектов, которые были начаты до кризиса. Ирану, разумеется, нужно помогать как союзнику. Например, совместными проектами, применяя так называемый организационный вклад от лица России. Страна, обладающая колоссальным опытом по реализации масштабных экономических проектов, может оказывать содействие не деньгами, а иными ресурсами. Пора отходить от практики бесцельной раздачи денег.
- И тут возникает тема помощи Донбассу…
- Но это совершенно другая тема - русского мира, славянского братства. Наши активисты находились в Донецке с первых дней, флаг партии «РОДИНА» и Конгресса русских общин был водружён вместе с другими флагами Донецкой республики. Это единственный российский флаг, который там присутствует. Мы ещё до организованных гуманитарных кордонов собрали несколько тонн помощи, и сегодня продолжаем эту работу. Сформировали на Украине «Русский сектор», который объединяет русские общины. Нам удалось объединить в Славянский антифашистский фронт более 60 организаций, но это был очень сложный процесс. На мой взгляд, такое объединение нужно даже в первую очередь не столько для того, чтобы взаимодействовать с Россией, сколько для элементарного выживания там, на Донбассе.
- И какой итог всей этой работы?
- До подведения итогов далеко. Но один очевиден: меня на Украине включили в чёрные списки и не пустили в Киев похоронить тестя. Туда поехала одна жена…
- Давай поговорим о липецком землячестве, где ты долгое время был одним из руководителей. Тем более, что сегодня его пытаются возродить. Зачем оно нужно и что может?
- Помните первые «липецкие» ярмарки в столице? Они пользовались оглушительным успехом у москвичей. Один из руководителей Москвы был наш, липецкий. А как елецкий вуз получил высокий статус университета? Помог Тихон Николаевич Хренников. А вспомним патриарха нашей политики Михаила Сергеевича Соломенцева? Мне с Юрием Алексеевичем Манаенковым довелось быть у него в гостях и даже по-русски выпить на троих. Было ему тогда девяносто, и он живо интересовался делами на малой Родине с присловьем: чем помочь? Выставки в Думе, концерты «Казаков России», разные совместные с москвичами проекты в интересах Липецкого края и многое другое - всё это дела землячества. Ну и, конечно, помощь друг другу, простое человеческое общение. Вообще каждый, выпорхнувший из гнезда по имени «Липецкий край», должен принести свою веточку в его обустройство, помогая своей малой Родине - вот на этой философии землячество и должно стоять. А вообще, формулируя какие-то общечеловеческие принципы жизнеустройства, я всё чаще вспоминаю коммуналку, где мне в молодые годы довелось жить. У каждого были свои чёткие обязанности. Кроме обычных - по уборке, например, были и дополнительные, взятые на себя добровольно. Я по утрам относил вскипевший чайник к одной старушке в комнату. Женщины эту старушку купали по субботам, застелив ванну коврами, чтобы она не мёрзла… Бывало, ругались, но и праздновали что-то вместе, общие правила соблюдали без нытья и жили нормально, где-то даже счастливо.
… Пока мы беседовали, позвонил глава сельской администрации Леонид Гриднев и попросил Михаила записать на телефон видеопоздравление землякам-пограничникам. Через пару минут он вышел из комнаты в кителе с тремя звездами на погонах и с кортиком на боку. И мне показалось, что тут рванул сильный штормовой ветер, да так, что фуражка покатилась в угол, и раздался зычный командирский голос: «Свистать всех наверх!»… Но нет, показалось. И Михаил уже заваривал кофе…
Вам будет интересно
-
Кубок генерального прокурора Российской Федерации по стрельбе из лука
-
Софья Ходова – победительница всероссийского конкурса «День Индии в Москве»
-
С 1 по 2 октября на территории Липецкой области состоится Всероссийская штабная ...
-
Ограничения на посещение лесов сняты в Липецкой области
-
Липчане с ОВЗ примут участие в республиканском турнире по адаптивному хоккею «Су...
-
Военно-патриотические сборы для липчан пройдут в Задонском районе
-
День пожилых людей в Липецке отметили масштабным флешмобом
-
ИТ-компании Липецкой области приглашают к участию в национальной премии
-
Молодежный форум «ЕлецМол» стартовал в Ельце
-
Жители Липецкой области выберут символы для новой 500-рублевой банкноты